Музыка на все времена

Категория: Музыка | Опубликовано: 2010-11-12 11:15:31

Он появлялся на концертной эстраде в узком 1782—1840 чёрном фраке. Всех поражала зловещая наружность музыканта, его мертвенно-бледное лицо. Длинные руки казались ещё длиннее, когда со скрипкой в одной, с опущенным смычком в другой руке, почти касаясь ими земли, Паганини смиренно приветствовал публику поклонами. Но вот этот удивительный человек начинал играть. Теперь слушатели видели перед собой высокого, гордого, величественного человека с просветлённым и прекрасным лицом. Он играл уверенно, страстно, и казалось, что весь мир заворожён звуками его скрипки. Его руки, летавшие, как молнии, извлекали из скрипки аккорды, которые создавали впечатление звучания сразу десяти скрипок или целого скрипичного оркестра. Публика поднималась с мест, ожидая увидеть за спиной Паганини оркестр, который, казалось, сопровождал мелодию. Его скрипка порою звучала голосами, взятыми у самой природы: она могла подражать пению птиц, звукам свирели, грозным раскатам надвигающейся бури, перезвону серебряных колокольчиков.

Но не в этом таилось главное очарование исполнительского дара великого скрипача. Его Музыка была выражением человеческих чувств — то страсти, то злой издёвки, всепоглощающей радости или жгучей боли, героической устремлённости к достижению великих целей жизни. Скрипка говорила о радостях и печалях людей живым языком, который становится всем понятен, если на этом языке говорит подлинный художник. А Паганини был именно таким художником. Никколо 11аганини родился в итальянском городе Генуе в семье неудачливого торговца, страстного любителя музыки. В шестнадцать лет Никколо блестяще закончил Пармскую консерваторию, покинул отцовский дом и стал давать концерты сначала в городах Италии, а потом в странах Европы. Повсюду его выступления сопровождались не только ошеломляющим успехом, но и зловещими толками. Власти не могли простить скрипачу его связи с карбонариями — борцами за независимость и свободу Италии, которым Паганини отдавал часть своих баснословных заработков. Прислужники церкви заявляли, что Паганини продал свою душу дьяволу, наградившему музыканта за это волшебной скрипкой. Паганини был одинок всегда — перед ним преклонялись, но его боялись и ненавидели. Да и церковники сделали своё чёрное дело, ославив этого гениального музыканта. Умер Никколо Паганини всеми брошенный, одинокий, проклятый католической церковью. Многие из великих музыкантов сочинили в честь гениального скрипача замечательные произведения на темы Паганини. Ежегодно в Геную приглашают самых прославленных скрипачей мира, и один из них исполняет произведения Паганини на его скрипке, хранимой как святыня в особом помещении.

Классическая музыка